"Бадди Гай и Роберт Крэй - прекрасные гитаристы и очень хорошие люди. Если они что-то делают, то только хорошо, или не делают совсем."
Поиск по сайту:
В 70-е и 80-е годы карьера Би Би Кинга течет по накатанной дороге, хотя не всегда так ровно и уверенно, как хотелось бы. Скажем, лонг-плей 1982 года "Love Me Tender", на который возлагались большие надежды, оказался абсолютно провальным. Зато в жанре традиционного фолька и традиционного блюза Кинг по праву занимал первенствующее положение.
Это подтверждают и три новых премии Grammy, врученные ему в 1981, 83 и 85 годах за лучшее исполнение фолька и блюза. Он становится модной персоной, востребованным героем рекламных роликов, автором саундтреков и мелодий для телевизионных шоу, желанным гостем во время студийных сессий (например, записывает вместе с U2 "When Love Comes to Town" в 1989 году). Правда, во второй половине 80-х студийная активность идет на спад и его имя совершенно исчезает из рейтингов продаж.
Кинг никогда не боялся работы, а в последние годы трудоголиком его делала не только многолетняя привычка, но и некоторые личные обстоятельства. Во-первых, приходилось оплачивать бесчисленные проигрыши (он питал непреодолимую слабость к азартным играм), а кроме того, он вел большую (хотя и не афишируемую) благотворительную работу, в частности, много помогал тюремным заключенным. И не только сам давал концерты, но и стал в 1972 году одним из соучредителей благотворительного фонда, который помогал бывшим заключенным адаптироваться к нормальной жизни в социуме.
В музыке Би Би Кинг всегда чувствовал себя не просто очередным исполнителем, штампующим пластинки и собирающим залы, но и носителем особой миссии. Ему хотелось изменить отношение к блюзу, придать ему вес и респектабельность и вместе с тем сделать более доступным. Его многолетние усилия не пропали даром, блюз влился в мейнстрим как его неотъемлемая часть. Правда, это стало возможным благодаря "отшелушиванию" экзотических нюансов, слишком далеко заводящих крайностей - как раз того, что делало этот жанр другим, таким непохожим на все остальное и именно этим привлекательным для белой аудитории.
Учитывая невероятно плотный концертный график (обязательный минимум - 300 концертов в год) и относительно активную студийную работу, неудивительно, что чудо на сцене и в студии происходило далеко не каждый раз. Бывали и в его карьере вполне ординарные живые шоу, а качество студийных работ иногда оставляло желать лучшего. Так, несколько сделанных в Лондоне записей с Алексисом Корнером (Alexis Korner из UFO), Стивом Уинвудом (Steve Winwood из Sisters Of Mercy) и Ринго Старра (Ringo Star) вызвали у его поклонников скорее разочарование.
Кинг никогда не забывал о своих истоках. Почти каждый год он обязательно приезжал с концертами в Миссисипи. И лучшие из его студийных релизов - это возвращение к корням, к симбиозу дельта-блюза и джаза. Показательная в этом плане работа - подборка стандартов "Blues Summit", записанная им в 1993 году вместе с ближайшими коллегами Джоном Ли Хукером (John Lee Hooker), Этта Джеймс (Etta James) и Коко Тейлор (Koko Taylor). Организаторы Grammy, учитывая качество LP "Blues Summit", назвали музыканта лучшим исполнителем традиционного блюза. В этой же номинации он получал награду и в 1990-м, и в 1991-м годах - за концертные альбомы "Live аt San Quentin" и "Live аt the Apollo".
В конце 1995 года Би Би Кинг решительно заявил, что поскольку ему уже исполнилось 70 лет, он имеет право на некоторые поблажки в концертном расписании. График выступлений придется резко сократить: теперь вместо обычных 300 с лишним концертов в год, к которым он уже привык за сорок лет, он будет выходить на сцену "всего-навсего" 200 раз в год!
За полстолетия, проведенные Би Би Кингом за пределами плантаций, с которых он начинал свой трудовой путь, он достиг всего, о чем мог только мечтать. Все и даже немножко больше. Теперь он жил в Лас-Вегасе и наслаждался всеми жизненными благами, которые мог предоставить ему хваленый американский образ жизни и которые так и остались несбыточной мечтой для миллионов его чернокожих собратьев. Кардинально изменился не просто его образ жизни, но и отношение к нему. Мальчишка, в 40-е годы певший на улицах под гитару, в 80-е оказывает огромную честь главе Республиканской партии, соглашаясь поиграть вместе с ним на гитаре.
Би Би Кинг привнес революционные изменения в звучание блюза, искренность его исполнения и внешняя легкость и изящество игры породили легионы подражателей. Его творчество повлияло на весь облик современной музыки, что особенно явно отразилось в манере игры Бадди Гая (Buddy Guy), Джо Блю (Joe Blue), а также его однофамильцев Фредди (Freddie) и Альберта Кингов (Albert King). Но как это ни странно, сильней других от его новаторства "пострадала" рок-музыка.