"Помню, как впервые работал музыкантом... Мой трактор сгорел от перегрева и я, испугавшись, взял гитару и сбежал в Мемфис, но потом вернулся, рассказал хозяину правду и обещал расплатиться. "
Поиск по сайту:
Одна из уникальных черт Би Би Кинга (B.B. King) - его исключительная скромность. Мировая звезда, царствующий король блюза, личность легендарная во всех отношениях, Би Би Кинг запросто и очень радушно принимает любых визитеров в своей гримерной. А ведь это не просто знаменитый персонаж шоу-бизнеса, обладающий исключительным статусом в мире блюза, но и один из наиболее влиятельных гитаристов конца 20 века. Его фантастическая гитарная техника, повлиявшая на несколько поколений гитаристов самых разных жанров, не знает себе равных.
История "восхождения на царствование" началась 15 сентября 1925 года в селении Итта Бена, недалеко от Индианолы. Этот город расположен в дельте реки Миссисипи, родине дельта-блюза. Райли Би Кинг (Riley B. King), сын испольщика, уже в раннем детстве начал работать на хлопковых плантациях, как и почти все чернокожие дети штата Миссисипи. Он оказался очень одаренным и артистичным ребенком, с удовольствием исполняя госпелы в любительском церковном хоре.
К 16 годам Райли уже бегло играл на гитаре, особенно налегая на блюз, и неплохо пел, давая импровизированные уличные концерты. Перспектива всю жизнь горбатиться на плантациях ему не очень улыбалась, и в 20 лет Райли попробовал изменить свою судьбу. Он отправился в Мемфис - в гости к своему двоюродному брату Букка Уайту (Bukka White), известному в городе гитаристу, который играл кантри-блюз. В Мемфисе Райли прожил около года, фанатично обучаясь премудростям исполнения блюза и зарабатывая на жизнь уличными выступлениями. Поскольку он так и остался должником хозяина плантаций, ему пришлось вернуться домой и проработать еще два года, чтобы рассчитаться с долгами. Только в 1948 году музыкант мог считать себя свободным человеком. Теперь у него появилась вожделенная цель - стать звездой. Ни много ни мало.
Первым местом работы, которое хоть как-то приближало Кинга к цели, оказалась мемфисская радиостанция, где ему доверили вести шоу, которое спонсировал производитель тонизирующего напитка "Pepticon". Затем он стал ведущим развлекательной программы "Sepia Swing Show". У Райли Би Кинга появился псевдоним - The Beale Street Blues Boy, позже переделанный в Blues Boy King, а затем сокращенный до Би Би Кинга. Параллельно с освоением профессии радиоведущего Кинг налаживал отношения с владельцами местных клубов. Они с удовольствием предоставляли ему сцену, поскольку эти концерты часто попадали в эфир местных радиостанций, а среди них начали появляться и такие, которые специализировались исключительно на "черной" музыке. Постоянной бэк-группы у Би Би Кинга не было, музыканты менялись от концерта к концерту.
В свои 24 года он оставался любителем, хотя и невероятно талантливым, но получившим довольно однобокую профессиональную подготовку. Ему приходилось полностью полагаться на своих музыкантов. Но даже первые его записи, сделанные для Bullet Records в 1949 году, - свидетельство яркого дарования, увлеченности и вдохновения. Благодаря этим еще ученическим пластинкам Би Би Кинг подписал договор с компанией Modern Records, с которой проработал десять лет. Его студийные записи первых лет курировал тогда еще молодой продюсер Сэм Филлипс (Sam Phillips), позже ставший известным как основатель студии Sun Records.
Профессиональная музыкальная карьера со своими неизбежными издержками (концерты, гастроли, разъезды) окончательно разрушила первый брак артиста, который давно держался на волоске. Это произошло в 1952 году, когда Би Би Кинг был уже широко известным в Америке исполнителем блюза. Его первый национальный хит "Three O'Clock Blues" продержался 15 недель подряд на первой строке чарта ритм-н-блюза. Студийными партнерами музыканта в этот период были вокалист Бобби Бланд (Bobby Bland), барабанщик Ирл Форест (Earl Forest) и пианист Джонни Эйс (Johnny Ace). Репутация зарабатывалась в первую очередь живыми выступлениями, и этот изнурительный марафон, начатый на заре 50-х, продолжался полстолетия почти без перерывов. Вместе с ансамблем Beale Streeters, объединившим 13 исполнителей, Кинг отправился раскручивать свой первый хит "Three O'Clock Blues".
Они объезжали штат за штатом, обычно делая очередную остановку, чтобы отыграть один-единственный концерт и отправиться дальше. Такая жизнь длилась месяцами, годами, десятилетиями и требовала огромной выносливости и фанатичной преданности делу. Неудивительно, что музыканты Кинга стали его семьей, в которой царили патриархальные порядки, дисциплина и бесспорный авторитет самого патриарха. Би Би Кинг попробовал было руководить и рекординговым лейблом, создав свою собственную звукозаписывающую компанию Blues Boy's Kingdom (записывался Род Стюарт, Uriah Heep и даже Jethro Tull, и многие другие музыканты), но из этого ничего толкового не получилось.
Modern Records тем временем занимались продюсированием его репертуара, записывали композиции, которые приобретали большую или меньшую популярность. Положение с авторским правом в 50-е несколько отличалось от нынешнего, и рекординговые боссы чувствовали себя почти безнаказанными в присвоении прав на чужой материал. Это напрямую сказывалось на доходах артистов. Но изменить положение дел самостоятельно музыканту, конечно, было не по силам. Он просто продолжал работать. На протяжении 50-х около двух десятков композиций Кинга уверенно чувствовали себя в чартах и делали погоду в радиоэфире.